Вихары
Одним из основных видов ранней индийской архитектуры были монастыри или вихары. Известны они со 2 в. до Р.Х. Монашеские общины изначально не имели построек. Но в скором времени все же они стали возводиться. Монастыри существовали только на подаяния мирян, своего хозяйства они не вели. Поэтому на территории не было складов для зерна и помещений для скота. Монастыри часто вырубались просто в скалах. Один из известнейших пещерных комплексов находился в Аджанте.
Монастырский комплекс жилых помещений назывался вихара. Это были одноэтажные монашеские кельи. |
|
Ранние вихары ↑
|
Над дверью кельи была арка в форме подковы, которая повторяла окно чайтьи и опиралась на богато украшенные колонны. Уже позднее кельи стали перекрывать куполообразными крышами. |
|
↑ Кельи |
Самые первые пещерные вихары обычно находились рядом с чайтьями. Службы тогда проводились в чайтьях. |
|
Чайтьи и вихары ↑
|
В 5 веке вихары стали новым типом буддийского храма. Самая простая вихара – зал со столбами в центре, в стенах которых вырубались целлы. |
|
↑ Поздние вихары |
В передней части почти всех вихар располагались веранды. Они являлись переходом между залом и внешним миром. Обычно именно веранду декорировали богаче всего. |
|
Веранды ↑
|
Вместе с ростом и расширением вихар в их изысканный и обновленный интерьер постепенно входили колонны для поддержания перекрытий. Количество колонн увеличивалось параллельно с расширением площади вихар. В изображенном зале, находящемся в Аджанте в монастыре, колонны, стены и потолки были искусно расписаны. |
|
↑ Колонный зал |
К поздним вихарам прилегали салы. Как правило, они использовались для учебы, но в некоторых случаях служили эти помещения и трапезными. На рисунке изображена сала, путь в которую лежал через веранду. |
|
Сала ↑
|
В Гандхаре (сейчас это Северный Пакистан) вихары были самостоятельными постройками из камня. Изображенный на представленном рисунке монастырь Такхт-и-Баха в себя включает квадратный дворик, ступу, зал для собраний, жилой дворик и дворик с нишами. |
|
↑ План вихары |